Развитие мотивации на уроках иностранного языка

Today knowledge of English is like a window into the modern world. And the task of the teacher is to involve the students in active learning, using a wide range of teaching tools. The teacher should motivate the students for creativity and development. It is important to form meta-subject skills. Differentiation is the leading approach to study foreign languages. Modern educational technologies are the most productive for creating the educational environment.

Р.Д. Мушкетова, Н.В. Шатохина, г.Шахты, Россия

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,то и в жизни он будет только подражать, копировать» Л.Н. Толстой

 

Современное образование отказывается от традиции представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков: формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразные образовательные среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье сбережения.

Современные образовательные технологии помогают улучшить качество обучения, сформировать у учащихся устойчивый интерес к учению и стремление к самообразованию. Мотивация – это основная движущая сила в обучении, и особенно в изучении иностранного языка. Мотивы определяются внутренними побуждениями человека. Задача учитель состоит в разработки дополнительных материалов, способствующих возникновению мотивации к изучению иностранного языка и формированию коммуникативной компетенции.

Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам.

Одним из таких методов является технология личностно – ориентированного обучения направленная на интеллектуальное и нравственное развитие личности. Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса.

Так УМК авторов Афанасьевой О.В. и Михеевой И.В. предлагает дифференцированное и интегрированное обучение всем видам речевой деятельности. УМК имеют задания разноуровнего характера:

  1. ввод лексического материала: слово – словосочетание – предложение
  2. отработка лексико – грамматического материала : составь из слов предложение;

выбери правильную форму глагола,чтоб закончить предложение

  1. грамматические явления даются в сравнении для лучшего понимания и осознания(сделайте выбор простое прошедшее или настоящее завершенное время ),завершите диалог и разыграйте его.

Яркой эмоциональной составляющей пробуждающий интерес к обучению и способствующей формированию метапредметных умений является комплекс проектов, который должен помочь учащимся овладеть навыками поисковой деятельности

  1. овладение учащимися навыками поисковой деятельности, умением работать с литературой, умением поиска необходимой информации в сети Интернет;
  2. выделение нужной информации, ее обобщение;
  3. формирование у участников проектной работы умения представлять свои проекты в виде презентации, готовить свое выступление;
  4. овладение умением реагировать на вопросы, вступать в дискуссию;
  5. развитие способности к самоанализу и самооценке;
  6. развитие творческих способностей;
  7. повышение интереса к изучаемому языку.

Так, в учебниках под редакцией Афанасьева О.В. ,Михеевой И.В. «English» для 3х-11х классов, постоянно, после каждого раздела предлагается составление проекта по определенному плану. Мы неоднократно используем метод проектов в своей работе. Учащиеся выполняли проекты по темам: «Wild Animals»(4класс), «A traditional Russian holiday», «My day», «The house I like»(5класс) , «Охрана окружающей среды»(7класс), «Изобретение изменившие мир» (9 класс), «Великие художники эпохи Ренессанса»(10 класс)

Одними из важнейших метаумений являются навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию).

Могут использоваться следующие приёмы : составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и прочие.

Ментальные карты

Ментальные карты предложены американскими педагогами Б. Дерпортер и М. Хенаки. Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться.

На уроке по теме «Seasons» при составлении нами ментальных карт учащимся были предложены задания дифференцированного характера: вписать названия времён года и соответствующих месяцев или слова, ассоциирующиеся с тем или другим временем года. Причем выбор задания осуществляли сами учащиеся, оценив самостоятельно уровень своей подготовленности.

Схемы «ФИШБОУН»

Схемы «фишбоун» («рыбий скелет») были придуманы профессором К. Ишикава. Представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов. В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В «хвосте» - вывод.

Прием «ЗА» и «ПРОТИВ»

На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант - приём «за» и «против». Так, на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Meals», метатема «Вред и польза», учащимся (3-4 кл.) была предложена актуальная проблема правильного питания. Она обозначается в голове скелета, на верхних косточках учащиеся записывают названия полезных продуктов, на нижних - вредных. В качестве вывода предлагается подобрать известную английскую пословицу

Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя. Таким образом, современные технологии обучения иностранному языку аккумулируют успешную информацию каждой из них, дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения в данной конкретной группе учащихся.

Список использованных источников:

1. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранными языками, 2004

2. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавания иностранного языка, 2010

3. Подопригорова Л.А. Использование интернета на уроках иностранного языка, 2013